На земле калманской и новости из края
08.09.2023 11:22:40В Алтайском крае продолжается рост инвестиционных вложенийОбъем инвестиций в основной капитал за первое полугодие текущего года в Алтайском крае составил 58,7 миллиарда рублей, или 112,6% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. При этом инвестиции по крупным и средним предприятиям выросли на 10,7% (в сопоставимых ценах).
08.09.2023 07:04:30Горячая линия по вопросам о питании в школахТерриториальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районах и Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районах» с 4 сентября 2023 года по 15 сентября 2023 года ПРОВОДИТ «горячую линию» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях.
|
Среди иных забот и дел...
Есть люди, с которыми всегда найдётся, о чём поговорить. И если встречаются коллеги учителя-словесники, — темы для разговоров, и это всем известно, — неисчерпаемы.
Накануне профессионального праздника учителей наш разговор состоялся с преподавателем русского языка и литературы Бурановской средней школы Мариной Николаевной Лопатиной. Марина Николаевна — учитель высшей категории. Стаж педагога в данной школе приближается к тридцати годам. — Марина Николаевна, вспоминаете начало работы? — Начинала в должности учителя русского языка и литературы и пионерской вожатой. Много лет была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, пришлось потрудиться и директором школы. Но энергия, смелые идеи и энтузиазм — всё это оттуда, из пионерии. До сих пор помню районные пионерские сборы и слёты, на которых совершенно искренне общались и участвовали в конкурсах как дети, так и взрослые. Всегда была дружеская и свободная творческая атмосфера. — Это правда, что у Вас было другое призвание, а языкознание и русская литература стали случайным выбором? Ещё будучи ученицей 10 класса, я поступила в Горьковский институт иностранных языков, но мама сказала, что это очень далеко. И я стала студенткой педагогического института г. Барнаула. Правда, мне и здесь предлагали перевестись на факультет иностранных языков, но я отказалась. Увлеклась древнегреческой литературой. Мифами Куна зачитывалась! — Что можете сами сказать о себе как о филологе? Что для Вас языкознание и русская литература?.. Можно ли считать, что это не просто предметы, которым служите, а часть жизни и Ваши идеалы? — И языкознание, и литературу действительно считаю частью своей жизни. И не только потому, что мне это интересно. В художественном произведении важна не только красота слова, которая может доставить читателю эстетическое наслаждение, не только интересный сюжет, важна вообще функция литературы — воспитательная. И когда ученик спрашивает меня на уроке: «Марина Николаевна, это правда было?» — результат достигнут. В прошлом году читали в 11 классе «Молодую гвардию» А. Фадеева. Плакали все девчонки, мальчишки опустили головы (им же стыдно показать свою слабость), плакала и я. И мне непонятно, почему современные, модные ныне корифеи педагогики говорят только об эстетике литературных произведений. Мои литературные идеалы поменялись. Это свойственно любому человеку на разных этапах жизни. Если раньше был близок по духу романтизм Лермонтова, гармоничная лирика Пушкина, христианские мотивы «тяжёлого» Достоевского, психологизм «бунтаря» Толстого, теперь зачитываюсь детальной прозой Владимира Набокова, письмами Михаила Булгакова, обожаю Блока, страдаю вместе с Маяковским. — Путь к истокам слова и истинам русской словесности. На чём он строится? — Всё начинается с любви к родному языку и родной литературе. Воспитать и взрастить это чувство в детских душах и есть задача учителя-словесника. У каждого свои приёмы, и одна дидактика тут не поможет. Большое значение, безусловно, имеет творческий подход. Наверное, это одно из важных составляющих в моей работе. Стремлюсь не просто передать накопленный многими поколениями литературный опыт посредством урока. Твёрдо убеждена: обучая, развивай. Нет, все не смогут быть актёрами, писателями, художниками, но пусть каждый попробует прочитать стихотворение так, чтобы аплодировал весь класс, или показать, как умирает царевна из сказки Пушкина, откусив кусочек яблока. Мне и самой интересно участвовать в творческом процессе, поэтому на уроках часто провожу ролевые игры, разыгрывая сценки речевого этикета. Например, могу сыграть библиотекаря, кассира в банке, продавца… или провинившегося ребёнка. Когда дети видят в тебе соратника, лучше раскрывают свои способности. — Кстати, о школьном театре. Он ещё существует? — Школьный театр — это здорово. Он формирует творческие способности детей, избавляет их от комплексов, помогает раскрыться молодым талантам. Я уже не руковожу, но дело будет продолжено! И приятно осознавать, что будут его продолжать твои ученики. В этом году Дарья Фёдоровна Махаева уже объявила набор в детскую театральную студию. Горжусь, что в нашей школе почти все молодые педагоги — наши выпускники. — О Вас говорят как о лояльном и совсем не строгом учителе. На чём строятся Ваши отношения с детьми? На уважении и понимании прежде всего. Как учитель (даже в первые годы работы) всегда видела в ученике личность. В этом заключается основной принцип гуманизации образования. А ещё сочувствие, любовь и понимание. И это не банально. Многим детям из-за занятости родителей или неблагополучия в семье именно этого и не хватает. Взрослые часто нетерпимы, нетерпеливы, заняты. У взрослых собственный мир, в котором порой нет места детям. Накормить, напоить, одеть ребёнка — вот в чём многие видят свой круг родительских обязанностей. А как же внутренний мир ребёнка, его душа, его приоритеты? В конце концов, его увлечения? Учитель может прийти на помощь: выслушать ученика, понять его, помочь. Дети очень отзывчивы на любую помощь и очень благодарны. Это из практики моей работы. А я благодарна своим ученикам за их любознательность, стремление стать лучше, умение добиваться своей цели, готовность прийти на помощь, отзывчивость и доброту. — Я всегда по-хорошему завидовала и Вашему оптимизму, и жизнелюбию. Знаю, Вы философ. Если не секрет, то поделитесь с читателями Вашими принципами и жизненным кредо. Что главное для Вас в отношении к людям и миру вообще?.. — Вы правы: мне нравится жить. Жизнь увлекательна и интересна. Рада, что живу в сельской местности в гармонии с природой. Рада каждому дню. И какие бы трудности в моей жизни не встречались, никогда не опускаю руки. Стараюсь в любом человеке видеть доброе и хорошее, и этому учу своих учеников. Это и есть мои жизненные принципы. Среди иных забот и дел у меня много планов: встречи с писателями и поэтами Алтайского края, организация школьного музея, реконструкция кабинета литературы. Успеть бы всё осуществить!.. — Марина Николаевна! От души благодарю за беседу! Успехов Вам в творчестве и дальнейшей работе. И с наступающим профессиональным праздником! Наталья Вяткина. с. Бураново.
28.09.2017, 1341 просмотр.
|
|
|