На земле калманской и новости из края
08.09.2023 11:22:40В Алтайском крае продолжается рост инвестиционных вложенийОбъем инвестиций в основной капитал за первое полугодие текущего года в Алтайском крае составил 58,7 миллиарда рублей, или 112,6% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. При этом инвестиции по крупным и средним предприятиям выросли на 10,7% (в сопоставимых ценах).
08.09.2023 07:04:30Горячая линия по вопросам о питании в школахТерриториальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районах и Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районах» с 4 сентября 2023 года по 15 сентября 2023 года ПРОВОДИТ «горячую линию» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях.
|
Жить по совести и чести
Иван Кузьмич Сташко — человек неуспокоенный. Ему до всего есть дело. И хотя он многие годы находится на заслуженном отдыхе, но продолжает занимать активную жизненную позицию. Сегодня — он наш собеседник.
— Иван Кузьмич, давайте начнем нашу беседу с воспоминаний детства, которые остались с Вами на всю жизнь. -Родом я с Ключевского района, там прошло мое непростое детство. Мать умерла, когда мне было отроду 5 месяцев, воспитывала бабушка, мать отца. С 4-5 лет на птичнике гонял коршунов, а птичницы за это кормили яичницей. Постарше работал на ферме, помогал пасти овец и телят, и доярки давали молоко, хотя у нас была корова. Но лучшей работой для меня, ученика начальной школы, была работа на полевом стане в тракторной бригаде. А моя задача заключалась в том, чтобы принести-подать инструменты трактористам, которые ремонтировали тракторы. Да и немаловажно то, что кормили три раза в день. Поэтому старался из всех своих детских силенок отработать по полной. Вот с этого времени я познал и полюбил технику. После окончания начальной школы нас перевели в семилетку, которая находилась в соседнем селе в двух километрах от нашего. Учебу в Славинской семилетке я ежегодно начинал не с 1 сентября, а с 1 октября, потому как работал на отвозке зерна от комбайнов на ток на лошадке. Я благодарен местным жителям за эту науку. За то, что они были против отправки меня в детский дом. А районный руководитель А.В.Георгиев добился, чтобы я получал ежемесячное пособие до 16 лет. Это были 100 рублей. — Так что Вас больше увлекало: учеба или работа? — Меня больше увлекало в летний период находиться в тракторном отряде, то есть на полевом стане, где практически изучил устройство двигателя колесного трактора. А занятия в школе я частенько пропускал, но экзамены в 5, 6, 7 классах сдавал хорошо. Среди моих родственников были механики, и они меня часто увозили в МТС, где я окончательно изучил устройство автомобиля полуторки и полностью прошел практику вождения, научился азам профессии шофера. Так что закончив семилетнюю школу, я уже имел навыки вождения и ремонта автомобиля ГАЗ-АА. Поступил в 8 класс Новоалтайской средней школы, но не закончив первую четверть, меня отчислили за неуплату за обучение. Сразу же директор МТС отвез меня на кирзавод работать шофером, возить глину с карьера. С наступлением холодов кирзавод прекратил работу, и меня устроили учиться в Ключевское училище механизации сельского хозяйства на тракториста ДТ-54. В 1953 году я с отличием закончил курсы трактористов и самостоятельно изучил правила движения и устройство автомобилей, без подготовки в 1955 году в МТС сдал на права водителя 3 класса, затем были курсы водителя 2 и 1 класса. Впоследствии поступил в Омский автодорожный техникум. И во всем мне помогали жители моего родного села Между-Камыш, которые жили одной большой семьей. Если свадьба или другое мероприятие — собиралось все село. Помню, как мы, молодежь, любили заниматься спортом. В селе была не одна волейбольная площадка. Мы и сейчас, став уже пожилыми людьми, собираемся на своей малой родине, по традиции 9 мая, и чтим память наших родителей, соседей, земляков-односельчан. — Иван Кузьмич, а можете припомнить, когда на Алтае появилась первая добротная техника? — В период освоения целинных земель много появилось отечественной техники. Был построен Белорусский тракторный завод, выпускающий трактор МТЗ разных марок, начался выпуск Ленинградским тракторным заводом К-700, К-701 и т. д. Харьковский тракторный завод выпускал Т-150 и его модификации. Шли новые автомобили разных марок. — В Ваших архивах две медали за освоение целинных и залежных земель… — Первую получил в Ключевском районе, работая трактористом в Партизанской МТС на тракторе ДТ-54 с 1953 по 1955 годы. Вторая награда по случаю юбилея — 50-летия освоения целинных и залежных земель по представлению за работу в ассоциации краевого союза крестьянско-фермерских хозяйств. — И все-таки Вам пришлось получить высшее образование. А что к этому сподвигло? — Я человек творческий, рациональный и считаю, что работать нужно на результат. После окончания автодорожного техникума работал в совхозе, руководил автопарком, где было около сотни разных марок машин, и уже тогда понял, что техникума маловато и поступил в Алтайский политехнический институт. — Иван Кузьмич, в Вашей трудовой деятельности были такие результаты, которыми гордитесь? — Для меня не существовало такого понятия — ходить на работу ради зарплаты. Бывало, что и вкладывал свое заработанное в производство, чтобы его запустить в работу. В мою бытность реконструировали кирпичный завод в Калистратихе, который дал строительное сырье для развития и строительства «Сельхозтехники» и жилья целых улиц в Калманке. Когда работал начальником ДРСУ, в течение 1984 года запустили асфальтовый завод в Калистратихе, который дал тысячи кубов асфальта для дорог в районе. А ведь запчасти для этого производства собирали по соседним регионам. Много сделано своими силами и руками оборудования для облегчения ремонта подвесок легковых автомобилей и ремонта грузовых авто. Восстановили и запустили рессорный цех в СХТ с. Калманка. Будучи заведующим машинно-тракторной мастерской в СХТ, принимал участие в создании и комплектации электродного цеха. Позже обследовал и устранял неисправности различной сельхозтехники в крестьянско-фермерских хозяйствах, когда возглавлял районную ассоциацию КФХ с 1992 по 2008 годы. Без наличия высшего инженерного образования и своего опыта, уверен, я бы не сделал работы такого объема. Конечно, обидно за потраченные силы, время и личные средства. Ведь те предприятия, как асфальтовый завод в Калистратихе или электродный цех в Калманке, давно уже прекратили свое существование. Для меня странно и непонятно, что живем одним днем. — Иван Кузьмич, говорят, Вы всегда в оппозиции с властью? — А по моему мнению, власть находится в оппозиции с народом, а не народ с ней. Приведу такой пример. У меня на родине, в с. Между-Камыш в 2007 году местные власти распорядились снести памятник погибшим в Великой Отечественной войне. В этом селе сегодня проживает всего лишь один ветеран войны, но ежегодно около памятника 9 мая собирается много односельчан, в том числе и бывших. Я попытался выяснить истинные причины, побудившие власти демонтировать памятник. Судя по тому, что его останки не были выброшены на свалку, их просто сгрузили на хоздворе, я пришел к выводу, что памятник, по всей вероятности, хотели реставрировать, но по каким-то причинам сделать этого не удалось. В конце концов, памятник установили сами бывшие жители села. Вот и судите, каково отношение народа к власти… Или вот пример. По переулку Мира в Калманке мамы возят детей в детский сад. В течение двух лет говорил главе администрации сельсовета о необходимости освещения переулка. Результат нулевой. Пришлось освещать за свой счет, мне приобретение ламп обошлось в одну тысячу рублей. И кто здесь в оппозиции: власть или я? И подобных примеров очень много, когда слышишь одни лишь отговорки и обещания, а дела нет. — И все же, в чем для себя находите отдушину? — Да, время свое берет. Стал посещать больницу, аптеку. Но все же с супругой содержим небольшое подворье, огород, стараемся, чтобы усадьба, дом были в порядке. Люблю возиться с техникой. С интересом читаю многие средства массовой информации, журнал «За рулем». Кстати, 2013 год лично для меня, как поклонника и постоянного читателя журнала, — юбилейный. В этом году исполняется 55 лет, как я являюсь его подписчиком. Жаль, что время сегодня такое, что молодежь вряд ли читает журналы, да и в Интернете автомобилями интересуется, разве что в разделах «Купи-продай». По праву называю себя читателем-ветераном журнала, котому без малого 85 лет. А вот в 80-летний юбилей главный редактор выслал мне репринтный экземпляр первого номера журнала от 1928 года. Отличный подарок! Небезучастен к общественной жизни села. Являюсь членом президиума и заместителем председателя общественного совета, членом местного отделения Союза пенсионеров. Мне по душе встречи в мужском клубе «Точка зрения», где избран старостой. Получаю удовлетворение, когда могу чем-либо помочь людям. Пусть это будет предоставление своего личного транспорта в целях благоустройства, слесарные дела и другое. Жить по совести и чести — вот таков мой принцип. Галина КАЛИНИНА.
20.06.2013, 2630 просмотров.
|
|
|